Дабстеп пустил корни в Берлине задолго до своей коммерциализации. Начиная с 2005 года в городе регулярно проходили мероприятия от Freak Camp и пластинки с этой музыкой уже тогда можно было найти в Hard Wax, Dense и Tricky Tunes. В 2006-ом Orson и Maxximus три раза привезли в столицу Германии лондонскую вечеринку FWD» (на первой тусе играл Skream, на второй Kode9, на третьей Loefah), а два года спустя, перебравшийся в Берлин, Пол Роуз (Scuba) стал резидентом Бергхайна и запустил там серию Sub:Stance.
Sub:Stance олицетворяла эволюцию дабстепа за пределами Британии. По словам Пола, звучание, которое продвигала эта вечеринка, отличалось от того, что было популярно у него на родине. Конечно, к музыке таких лейблов, как Skull Disco, Tectonic, Hessle Audio и Hotflush всегда существовал определенный интерес, но они не могли по-настоящему соперничать с более традиционным звуком DMZ и Tempa Recordings. Так что если дома, в каком-то смысле, они ощущали себя на периферии, то в Бергхайне такой саунд обрел гораздо больше смысла. За пять лет существования Sub:Stance там отыграли Shackleton, Appleblim, Distance, 2562, Kode9, T++, Mala, The Bug, Headhunter, DJ Pete, Loefah, Pinch, Pearson Sound, Kahn и многие многие другие (а про одноименный микс, который вышел на Ostgut Ton в январе 2010-го, я скорее всего сделаю отдельный пост).
Можно сказать, что именно встреча с берлинским техно-комьюнити спровоцировала новый виток развития дабстепа. “Дабстеп-техно кроссовер был недолгим, но благодаря ему успело выйти много интересной музыки. Она звучала очень по-берлински; техно 90-х, минимал и дабстеп 2000-х слились воедино и на выходе получился реально крутой звук. К тому же Hard Wax с самого начала поддерживал лондонский стафф. Возможность скрестить два жанра сразу бросалась в глаза – лондонский темный гэридж находился под сильным влиянием даба, а Hard Wax это даб-техно магазин. Hard Wax занимает высокое положение на берлинской сцене, и если они что-то продвигают, то к этому все относятся серьезно”, вспоминал Scuba в одном из интервью.
2562 “Channel Two”, Peverelist & Appleblim “Circling”, Martyn “Velvet”, Ramadanman “Blimey”, Pangaea “Coiled” и другие треки, ставшие воплощением этой эпохи, вышли на разных лейблах, но собрать их вместе удалось берлинцу Штефану Бетке (Pole). В конце 00-х он выпустил две части компиляции Round Black Ghosts на своем лейбле ~scape (кстати, на Round Black Ghosts 2 засветился трек нашего соотечественника Стаса Севостьянихина (Dissident / Kontext) “Blinkende Stjerne”). До этого Штефан уже приглашал бристольцев Shackleton'а и Peverelist'а поучаствовать в сборнике ремиксов на его альбом Steingarten, и вероятно, отбирая треки для Round Black Ghosts, он понимал, что в экспериментальную продукцию его собственного лейбла лучше всего впишется именно подобный дабстеп-техно кроссовер. Так что если вам вдруг интересно отследить эволюцию дабстепа, то Round Black Ghosts прольют немного света на эту несколько запутанную главу его истории.
Телеграм: t.me/theselector